Советую почитать

Какая резинка подходит для кудрявых волос

Вы делаете стильный хвост, мальвинку или пучок — и собираете комплименты от окружающих. А дома подбираете вырванные резинкой волоски... Увы,...

пятница, 20 ноября 2015 г.

Как шить шелк на швейной машине и вручную: советы и личный опыт

Мягкий и в то же время строптивый, невесомый и прочный – натуральный шелк по праву считается элитной и дорогой во всех отношениях тканью. Да, хорошие и плохие девочки любят кутаться в сию натуральную роскошь! А для меня работа с таким материалом стала чем-то вроде экзамена: справлюсь или нет? Итак, как шить шелк на швейной машине и вручную: советы и личный опыт.


Мой шелковый путь: как я работаю с товарищем seta


Сия удивительная ткань считается одной из самых сложных в hand-made. Одних мастериц смущает, что такой материал скользит. Других раздражает его сыпучесть, третьим не нравится, что его может "тянуть" швейная машинка при стачивании деталей. Посему существует немало советов вроде того, чтобы при раскрое подкладывать хлопок. Некоторые даже строчат шелк вместе... с бумагой, дабы он не скользил. 


Как шить шелк

Забегая вперед, скажу: я справилась с шелковой материей и без этих ухищрений. Скользкий и невероятно капризный натуральный атлас я кроила просто на полу, ничего не подкладывая под ткань. Стачивала тоже без всяких подручных средств. Но некоторые особенности работы с товарищем seta все же имеются. О них я сейчас и поведаю.

Как шить шелк, я поняла еще в магазине. Передо мной был наглядный пример, как не надо обращаться с таким нежным материалом. Роскошный шелковый атлас итальянского производства горе-продавцы умудрились в нескольких местах приколоть булавками и даже... прихватить его скотчем. Поступать с сей тканью так - все равно, что бриллиантом колоть орехи. Словом, в таком "бутике" этот патриций ткачества чувствал себя, как король в изгнании.

Конечно, на отрезе образовались проколы в нескольких местах и заметная полоса от скотча. 10%-процентная скидка примирила меня с этим обстоятельством. К счастью, после декатирования (стирки и утюжки) дырочки сгладились. Но след от скотча никуда не ушел, так что скидка справедлива.

А вся эта тирада к тому, что я сделала вывод: шить шелк следует так, чтобы свести до минимума (а то и избежать вовсе!) появление таких вот проколов. 

И вот какие я придумала способы:

Особый раскрой. Собственно, при крое велика вероятность дырочек на самых видных местах – ведь детали выкройки мы скалываем булавками. Дабы избежать этого, я придумала свой способ, как кроить шелк. Я вспомнила о бумажных куколках, которых мы в детстве одевали в рисованные одежки. Помните? К платьицам пририсовывались небольшие прямоугольники, которые нужно было загибать.

Что-то вроде таких прямоугольников я решила прикреплять к выкройке. Это позволяет прокалывать булавками ткань в местах, которые спрячутся за швом. И дырочки не будут видны. (Возможно, этот метод придумал кто-то еще, но я пока этого не встречала). Таким же макаром предлагаю кроить шифон – не только шелковый, но даже синтетический.

Вот как это выглядит на фото. Большими булавками с красными "шапками" я прикалывала прямоугольники к выкройке. А непосредственно для прокалывания ткани использовала маленькие тонкие булавки:


Как кроить шелк

Только силки! Удобное колесико для раскроя в данном случае не годится. Так что придется потрудиться и проложить силки. (Теперь Вы понимаете, почему за пошив одежды из натурального silk в ателье часто берут надбавку).

Булавки и нитки. Некоторые предлагают сметывать silk-детали только шелковыми нитями. Они, безусловно, хороши - как для наметок, так и для стачиваничя. Однако мой практический опыт показал: в них нет необходимости. И все же нитки для сметывания сего драгоценного материала, конечно, должны быть качественными, без узелков. Булавки должны быть тонкими и острыми. Затупившиеся предметы, как ни странно, сильнее травмируют ткань – прокол получается больше.

Также есть еще один секрет: метайте и делайте силки нитками того цвета, что будете строчить на машинке или оттенка ткани. Этому научила меня бабушка – в отличие от уроков труда, где нам преподавали наметку нитками контрастного с материалом цвета. Если наметочная нить зайдет в строчки и ее сложно будет вытащить, она не будет так заметна. Это, кстати, касается любого материала, но деликатного шелка – особенно.

Никаких узелков! Перед началом шитья на машинке желательно срезать все узелки на наметочных швах, а силки удалить. Это желательно делать при пошиве любой ткани. Но для шелка это важно потому, что если вытягивать наметку с узлом, он может порвать ткань.

Тонкая машинная игла. Нужно взять такую же, как для шитья органзы. (Подробнее о работе с этим материалом я делала публикацию здесь: Как шить органзу). Это игла 70 с обозначением SES, которая не рвет волокна ткани.

Особая строчка. Строчим на 1-2 мм перед наметкой. Все по той же причине избегания проколов. Для при наметывании, естественно, чуть-чуть отходим от разметочной линии...

Пожалуй, вот и все основные тонкости, чтобы шелк не рвался при стачивании и наметывании. Также добавлю, что если опыта в шитье мало, то лучше браться за несложные фасоны из такой деликатной ткани. Я себя причисляю к новичкам-аматорам, шитье для меня - хобби, поэтому выбранная мной модель платья предельно проста.

И еще о шитье из шелковой ткани

Выбор фасона крайне важен. Вы, наверное, знаете, что из тонкого шелка не стоит делать зауженные платья и юбки, швы могут "ползти". Ведь тонкий материал не выдерживает натяжения когда мы, например, садимся.

Плюс стоит попробовать выкройку на недорогой материи, чтобы затем внести нужные корректировки. К сожалению, и этот способ может не спасти от переделок. По словам опытных мастеров шитья, шелк имеет свойство ложиться не так, как другие ткани. Однако явных неточностей (вроде слишком зауженных и тесных мест) можно избежать, чтобы затем не распарывать изделие.

Следует обратить внимание и на правильное декатирование. Сейчас продаются средства для стирки деликатных тканей. (Как правило, они в виде гелей). Именно такой гель и нужно выбрать для стирки шелка. Некоторые очищают эту материю в шампуне для волос (тоже вариант, если нет специального средства для стирки). Есть люди, которые декатируют дар тутового шелкопряда просто в теплой воде, без каких-либо добавок. Выбор, конечно, за Вами. Но по моему мнению, лучше применять моющие средства сразу – Вы неизбежно их будете использовать после носки вещи, и неизвестно, как в этом случае поведет себя ткань.

Вода, безусловно, не должна быть горячей. При высоких температурах шелк не стирают. Кстати, сушить его возле батареи или на солнце тоже нельзя. Гладить материал следует, выбрав режим Silk. Стирать и утюжить перед пошивом нужно обязательно! Шелк, как и другие натуральные ткани, садится. Поэтому, если такой процедуры не провести, вещь после первой стирки может оказаться мала.

Сыпучесть шелка лично меня не раздражает. Но все-таки советую как можно быстрее обработать швы. Также есть смысл после шитья почистить швейную машинку. Если у Вас в запасе есть ножницы с зигзагообразными краями, есть смысл кроить шелк ими: так, по советам профессионалов, можно свести к минимуму осыпание материала. А чтобы избежать стягивания строчки, нужно уменьшит длину стежков. (Это касается всех тканей, не только нашего нитяного бриллианта).

Добавлю еще, что шелк шелку рознь. Я говорила о сложном и скользком атласе. Но есть такой silk, как чесуча. Это довольно плотная и более простая в работе ткань. Из нее, кстати, можно сшить даже юбку-карандаш и узкое платье! Прежде чем приступать к сложному шелку, можно попробовать поработать с чесучей, которая, ко всему прочему еще и очень красива. В интернете сейчас много написано и о ее полезных свойствах. Говорят, она благотворно влияет на кожу (как и другие натуральные шелка).

А мне попалась интересная натуральная ткань из даров тутового шелкопряда, которой я, к сожалению, не знаю названия. Это плотный шелк с эластаном и люрексом. Чем-то она похожа на тонкую шерсть. Вот с ней не надо было беспокоиться о проколах. На распарывание она реагировала также, как шерсть или плотный хлопок – следов не оставалось. Из этой потрясающей ткани я пошила платье-футляр (по выкройке из Бурды). Советую начать с плотного шелка, чтобы привыкнуть к такому материалу и не бояться работать с более тонкими и сложными тканями.





P.S. Вы знаете, что обозначается шелк, как silk или seta (итальянский). Кстати, состав может быть отпечатан прямо на ткани – конечно, с краю, а не на основном рисунке. Например, вот так:

Как обозначается натуральный шелк
Это означает, что шелк настоящий, а не искусственный. Однако на натуральной шелковой ткани такая пометка ставится не всегда.

4 комментария:

  1. Привет! Случайно заглянула к тебе в блог, оказалось здесь интересно )) Буду читать ))
    Предлагаю дружбу, а также приглашаю участвовать в розыгрыше

    http://evgenijamir.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, спасибо большое за то, что зашли на мой блог, за теплые слова и чудесное предложение дружбы:) Очень рада Вашим визитам! Ваш блог знаю и люблю; конечно же, его читаю. Что касается блогерских розыгрышей, то я в них не участвую из принципа, но всегда поддерживаю лайками и репостами в соцсетях :)

      Удалить